Жизнь

размещено в: Словарь психолога | 0

ЖИЗНЬ  — 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма — особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

ЖИЗНЬ: ЦЕЛЬ  — (цель в жизни; цели человеческой жизни), согласно Э. Фромму — достижение свободы, независимости, цельности и способности любить.

ЖИЗНЬ ДУШЕВНАЯ: ПОЛЯРНОСТЬ  (три полярности душевной жизни) — согласно З. Фрейду, душевной жизнью вообще владеют три полярности, противоположности, состоящие в таких отношениях:

1) субъект, Я — объект, внешний мир;

2) удовольствие, наслаждение — неудовольствие;

3) активность — пассивность.

ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ  (сексуальная) — совокупность соматических, психических и социальных процессов, коими движет и посредством коих удовлетворяется половое влечение (‑> поведение сексуальное). У человека, независимо от генитальных проявлений, жизнь половая включает духовное Общение, является коммуникативным процессом, в результате коего партнерами достигается некий уровень интимной близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий — «диапазон приемлемости». Наряду с понятием акта полового употребляется понятие цикла копулятивного, описывающее совокупность процессов физиологических в организме каждого из партнеров во время акта полового.

ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ НОРМАЛЬНАЯ  — согласно З. Фрейду, ее предпосылка и условие — соответственные преобразования сексуального влечения в периоде, когда происходит переход сексуальности инфантильной в зрелые формы. В этой фазе преимущественно автоэротическое влечение находит сексуальный объект, происходит объединение и совместное действие всех частных влечений, различные зоны эрогенные подчиняются примату зоны генитальной и формируется новая цель сексуальная. Порука нормальности половой жизни — только точное совпадение двух течений, направленных на сексуальный объект и сексуальную цель: (1) нежного, включающего в себя все оставшееся из раннего инфантильного расцвета сексуальности, и (2) чувственного.

ЖИЗНЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: ПРИНЦИП  — фундаментальные детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности. В теории З. Фрейда утверждаются три неравнозначных принципа: принцип удовольствия, принцип реальности и принцип постоянства.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ЖИЗНЬ (англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов — задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: «Наука — это принципиально связное миропонимание… или «жизнепонимание». Поэтому — проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен». Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим — и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое «определение» (1927): «Ж. — асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то — смерть, а если тотчас использовать его активно, то — вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить». В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие — лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив «химическое вещество» на опыт, знания, а «живое вещество» на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное: «субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ». «Постоянное устремление», входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?!), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий