Время

размещено в: Словарь психолога | 0

ВРЕМЯ  — в психологии — предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего:

1) психофизический — поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени;

2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику процессов психических;

3) социально‑психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно‑исторических условиях;

4) личностно‑психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:

1) масштаб ситуативный ‑; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;

2) масштаб биографический — ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;

3) масштаб исторический — здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания — усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).

ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ  — образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и слуховые. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в ходе деятельности.

ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ  (нарушения восприятия времени) — потеря способности к временной ориентировке. Различаются:

1) общее дезориентирование во времени — обусловленное нарушением сознания при локальных поражениях мозга головного и при заболеваниях психических;

2) более частное — проявляемое как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов времени (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга головного (преимущественно — полушария правого), связанных с синдромом расстройств работы анализатора слухового; а также при стрессе, длительной депривации сенсорной, алкогольном опьянении.

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Содержит:

1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;

2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;

3) осознание возраста, этапов возрастных — детства, молодости, зрелости, старости;

4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению времени психологического:

1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени — от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение настоящего психологического);

2) с позиций событийной концепции особенности времени психологического зависят от количества и интенсивности происходящих событий — изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека. В рамках квантового и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем:

1) возможность обратимости и многомерности времени психологического;

2) возможность нелинейной последовательности прошлого психологического, настоящего психологического и будущего психологического;

3) единицы возрастной категоризации. Эти трудности преодолеваются причинно‑целевой концепцией, согласно коей время психологическое отражает не просто хронологические интервалы и события сами по себе, а сложную систему взаимно обусловленных межсобытийных связей типа причина‑следствие, цель‑средство.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ  — временной интервал между предъявлением раздражителя — некоего сигнала (оптического, акустического, тактильного и пр.) — и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоего сигнала («реакция обнаружения»), обычно составляет около 0.2 сек. Для более сложных задач, как выделение одного из нескольких возможных сигналов («реакция различения») или выбор одного из нескольких ответов («реакция выбора»), оно увеличивается. Посредством регистрации времени реакции производится также хронометрирование процессов решения задач, например, рассуждения по аналогии или понимания фразы. Время реакции зависит от вида сигнала, характера задачи, типа ответа, направленности внимания, установки, психического состояния испытуемого, а также от его более устойчивых индивидуальных особенностей. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: самая быстрая реакция реализуется в ответ на раздражители слуховые, самая медленная — на обонятельные, вкусовые и температурные. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Оно существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании раздражителя.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (англ. reaction time, RT)интервал с момента предъявления к.-л. раздражителя до нач. ответной, обычно двигательной, реакции. Син. Латентный период.

Постановка задачи измерения В. р. привела к созданию различных вариантов хронометрического метода исследования познавательных процессов. В большинстве исследований В. р. задается в соответствии со словесной инструкцией и носит, т. о., произвольный характер.

В. р. на раздражители различной модальности различно. Самое короткое В. р. получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на световые и самое длинное — на обонятельные, вкусовые и температурные. В. р. еще более зависит от сложности решаемой испытуемым задачи. Временем простой реакции называется В. р. на появление любого раздражителя, на каждый из которых требуется осуществлять одно и то же движение, напр. нажатие на электрический ключ. Более продолжительное В. р. получается при сложных реакциях, когда на одни раздражители требуется реагировать движением, а на др. — воздерживаться от движений (реакция простого выбора; она же называется реакцией различения) или на разные раздражители реагировать несколькими различными движениями (реакции сложного выбора). Самое короткое В. р. у здорового взрослого человека приближается к 100 мс. У детей и у пожилых людей В. р. несколько продолжительнее, чем у взрослых лиц молодого и среднего возраста. См. также Закон Дондерса, Закон Хика.

ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ — промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Память сенсорная, Память первичная).

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий