Внушаемость

размещено в: Словарь психолога | 0

ВНУШАЕМОСТЬ  — мера или степень восприимчивости к внушению, — повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное свойство — критичность. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (‑> комплекс), покорность, робость, стеснительности; доверчивость, тревожность, экстравертированность (‑> экстраверсия, интроверсия), повышенная эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального, слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

1) психофизическое состояние субъекта — при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе;

2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности;

3) дефицит времени для принятия решения. Внушаемость под влиянием «давления группового» (‑> конформность) зависит от уровня развития группового. Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе — в результате опосредования отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной — оказываются способными осуществить коллективное самоопределение — противостоять внушаемости. Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по‑разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно некоего содержания и вида деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой‑то мере может оказаться внушаемым. С помощью анализа факторного выявлено два типа внушаемости:

1) внушаемость первичная — лежит в основе восприимчивости к автосуггестии (‑> самовнушение), гипнозу;

2) внушаемость вторичная — связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ВНУШАЕМОСТЬ (англ. suggestibility)индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.

В. традиционно рассматривается как качество, против. критичности, поэтому В. характерна для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. Свойственная субъекту степень В. м. б. повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления (см. Конформность) и пр. Повышенная В. имеет место у детей (особенно дошкольного возраста) и у взрослых при утомлении, разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и в некоторых др. социально-психологических ситуациях, а также под влиянием гипноза.

Существование В. должно учитываться в качестве возможного источника артефактов при любом психологическом исследовании и воздействии (см. Плацебо эффект, Внушение). См. также Истерия.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий