Влечение

размещено в: Словарь психолога | 0

ВЛЕЧЕНИЕ  — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр. Влечение — одно из центральных понятий психоанализа. Это — стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения, характерный наличием источника энергии (силы), цели и объекта. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов защиты психологической. Согласно З. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения; потому это понятие служит для отграничения душевного от телесного. Самое простое и естественное предположение о природе влечений — что они не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечений — возбуждающий процесс в некоем органе; ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения. Итак, в психоанализе классическом влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). С начала 20‑х гг. Фрейд разделял:

1) влечения к жизни — жизнеутверждающие; их цель — сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;

2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Влечения понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению некоего прежнего состояния. Они опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то, посредством чего могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя психоанализ преувеличивает значение влечений в психической жизни личности, в частности — влечения сексуального (‑> либидо), его последователи выявили важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, механизмов защитных и пр. (‑> защита психологическая).

ВЛЕЧЕНИЕ: ИСТОЧНИК  — По З. Фрейду — тот соматический процесс в некоем органе или части тела, раздражение коего в душевной жизни воплощается во влечении.

ВЛЕЧЕНИЕ: ОГРАНИЧЕНИЕ  — обусловленный обществом процесс определения условий и границ проявления сопряженных агрессивных и эротических влечений. Согласно З. Фрейду, выступает как необходимая предпосылка, основание и механизм построения культуры.

ВЛЕЧЕНИЕ: ФИКСАЦИЯ  — остановка и закрепление влечения, в особенности частного, на каком‑то уровне, ступени, фазе, периоде развития.

ВЛЕЧЕНИЕ ЗАДЕРЖАННОЕ  — влечения, задержавшиеся на пути к удовлетворению активной или пассивной цели, в результате чего появляется длительная привязанность к объекту и устойчивое стремление. Пример — отношение нежности.

ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ  (инстинкт жизни) — обеспечивают сохранение, поддержание и развитие жизни во всех ее аспектах. Согласно З. Фрейду — противоположны влечениям к смерти и по своей сути сексуальны. Сюда относятся собственно влечения сексуальные и влечение к самосохранению.

ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ  (инстинкт смерти; танатос) — одно из двух ведущих влечений, своеобразный противовес влечения к жизни. Под ним понимаются присущие индивиду — как правило, бессознательные — тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние; вовне они проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. Нормально находясь в диалектическом единстве с влечением к жизни, в патологии они могут вылиться в садистские извращения, самообвинения и пр. Согласно З. Фрейду, его основная задача и содержание влечения к смерти — возвращение организма в безжизненное состояние. Эта бессознательная тенденция обладает импульсом, который может направляться против своего носителя — как саморазрушение, различные извращения, самоубийство; или же против иных лиц или предметов — как агрессия, деструктивные действия (=> мортидо).

ВЛЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОЕ  — неразложимые, элементарные влечения.

ВЛЕЧЕНИЕ ПОЛОВОЕ  — многозначный термин, означающий и сексуальное желание вообще, и стремление к телесному сближению с определенным человеком, и мотивационный аспект сексуальности. В психологии XIX в. влечение половое считалось чисто инстинктивным и объяснялось как проявление потребности в продолжении рода, либо как стремление снять физиологическое напряжение, возникающее в результате деятельности половых желез. В современной сексологии эти явления обозначаются разными терминами. Количественная сторона, сила влечения — возбудимость, напряжение, длительность и прочее — определяется в основном психогормональными процессами и зависит от половой конституции индивида и некоих ситуативных факторов. Содержательная сторона — выбор объекта влечения, условия и способы его удовлетворения, оценочные критерии и прочее — зависит от принятых в обществе норм и от особенностей индивидуального развития и воспитания. Сексуальный сценарий формируется в ходе научения социального и содержит характеристику субъекта, объекта и содержания сексуально‑эротического действия, а также определение условий, места, мотивации, дозволенности и недозволенности его совершения. В психоанализе — влечение, направленное на продолжение рода, удовлетворение сексуальных желаний и получение удовольствия. Согласно З. Фрейду, первоначально не зависит от объекта и не связано возникновением с его прелестями. Проводится некая аналогия с влечением к удовлетворению голода. Для обозначения влечения полового применяется термин «либидо». Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и пребывают в сфере бессознательного. Они несут большой энергетический заряд, но в сознание не попускаются из‑за его сопротивления. Однако они появляются в сознательной жизни в виде «побочных эффектов», принимая искаженную или символическую форму.

ВЛЕЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ  (инстинкт сексуальный; эрос) — происходящая из внутреннего источников раздражающая сила, направленная на устранение сексуального возбуждения путем непосредственного или опосредованного удовлетворения первичных позывов. Одно из важнейших влечений, оказывающее исключительное влияние на всю жизнедеятельность. Предопределяет и соответствует потребности в любви и выступает как влечение к жизни. Влечение сексуальное занимает основное место в исходной концепции З. Фрейда и связывается со специфической энергией, называемой либидо. Согласно Фрейду, влечения сексуальные (в узком и широком смысле) играют весьма большую роль в появлении заболеваний нервных и психических, а также участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей. Охватывают не только собственно половое влечение и производные от него сублимированные влечения, но также инстинкт самосохранения, который может быть отождествлен с инстинктом жизни. Тем самым инстинкт сексуальный выдвигается как носитель и представитель феноменов жизни и развития, оказывается ведущим инстинктом и исключительно сильно влияет на всю жизнедеятельность. Поэтому многочисленные феномены формирования и поведения человека обычно отождествлялись Фрейдом с разнообразными формами и уровнями проявления влечений сексуальных.

Влечения сексуальные психоневротиков, согласно Фрейду, характерны наличием различных вариаций нормальной сексуальной жизни и выражением болезненных форм. Именно, для них характерно:

1) бессознательное стремление к инверсии и к фиксации либидо на лицах своего пола;

2) бессознательная склонность — симптомообразующий фактор — к выходу за традиционные границы и возложение роли гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода;

3) проявление преимущественно в виде противоположных пар частных влечений, выступающих в роли носителей новых сексуальных целей: влечений к подглядыванию, эксгибиционизму и жестокости;

4) сопровождение «активной» перверсии «пассивной» парой: кто бессознательно — эксгибиционист, тот одновременно любит подглядывать, и пр.;

5) в резко выраженных случаях психоневроза, как правило, имеются следы всех перверсных влечений при возможном доминировании одного или нескольких.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ВЛЕЧЕНИЕ (англ. drive) — непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. В психологической литературе чаще всего встречаются 2 трактовки. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности, тогда как др. ставит В. в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, наркотиках, гормонах и т. д.; а также в избежании болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями). Оба эти взгляда имеют под собой основание, но в целом являются слишком односторонними. На самом деле В. м. б. и плохо, и хорошо осознанным (см., напр., Гомосексуализм). Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей.

Сущность В. м. б. понята только при учете принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У последних актуализированная, отраженная в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно. Если же у животного возникает сразу несколько побуждений, то верх берет просто самое сильное из них. Действия животных непроизвольны. Для взрослого нормального человека, наоборот, типична произвольная активность, первым условием которой является способность к рефлексии, к осознанию своих собственных В. и либо к принятию их или же отвержению. Возникновение В. образует начальный этап мотивационного процесса. На смену этому этапу приходит этап «желания» («хотения»), возникающего в результате сознательного решения последовать тому или др. побуждению. См. Либидо, Наркомания.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий