Интерференция

размещено в: Словарь психолога | 0

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — 1. Взаимоподавление одновременно выполняемых процессов (прежде всего относящихся к познавательной сфере), обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания. 2. Ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с коим оперирует субъект. Изучается в контексте исследований памяти и процессов научения (в связи с проблемой навыка). В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой проявляется либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени решения задачи (при интерференции селективной). Понятие интерференции лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Самое распространенное объяснение интерференции исходит из рефлекторной теории И. П. Павлова. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различаются интерференция ретроактивная и проактивная. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяются интерференция вербальная, моторно-акустическая, зрительная и пр. Согласно французскому психологу М. Фуко, интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для интерференции проактивной) или регрессивным (для интерференции ретроактивной) внутренним торможением.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ — перенос уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие на основании их частичного, чисто внешнего сходства, приводящий к затруднениям усвоения нового навыка.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ПРОАКТИВНАЯ — явление деятельности мнемической, состоящее в ухудшении сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала. Увеличивается при возрастании степени заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема, а также по мере нарастания степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала. Экспериментально интерференция проактивная обнаруживается при сравнении результатов воспроизведения или повторного заучивания группы контрольной и экспериментальной.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РЕТРОАКТИВНАЯ — ухудшение сохранения заученного материала, вызванное заучиванием или оперированием с последующим (интерферирующим) материалом. Относительная величина ее уменьшается по мере достижения устойчивого критерия усвоения первоначального материала. Интерференция ретроактивная возрастает по мере увеличения сходства заученного и интерферирующего материала и достигает максимума при их совпадении. С ростом объема запоминаемого материала при неизменном объеме последующего она постепенно уменьшается, а при неизменном объеме запоминаемого материала и росте объема последующего — увеличивается. Определение интерференции ретроактивной производится так же, как и проактивной: сравниваются результаты воспроизведения или повторного заучивания в группах экспериментальных и контрольных.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СЕЛЕКТИВНАЯ — явление деятельности мнемической (-> память), выражающееся в задержке ответа на вопрос в результате непроизвольного влияния на него значения слова. Наглядно выступает при решении задачи называния цвета букв некоего слова, особенно если само это слово — название цвета. Аналогичные эффекты проявляются во многих других случаях: например, если нужно ответить, высоким или низким голосом произносится слово «низкий» или .«высокий»; если нужно назвать изображение объекта, на коем написано название этого или другого объекта, и пр. Явление интерференции селективной используется при исследовании процессов понимания.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter — взаимно, между собой + ferio — ударяю, поражаю) — взаимодействие 2 или большего числа одновременных или последовательных процессов, при котором возникает нарушение (подавление), по крайней мере, 1 из них. Иногда И. называют любое взаимодействие, в т. ч. и не ведущее к нарушению участвующих в нем процессов. Наиболее интенсивно феномены И. исследуются в области психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Исследования показывают, что И. возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания (см. Внимания объем). См. Интерференция навыков.

Добавление ред.: Помимо приведенного варианта этимологии термина «И.» существует еще один, на который обратил внимание Д. Г. Элькин (1972). Слово «И.» происходит от лат. слов inter + fero несу, что в целом означает «перенос».

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ (англ. habit interference)негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) др. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к др. (напр., инвертированному) соотношению элементов перцептивного и моторного полей «когнитивные» компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей, тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к др. См. также Забывание.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий