Гиперактивность детская

размещено в: Словарь психолога | 0

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ — отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами ее появления могут быть:

1) органические поражения системы нервной центральной — нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы;

2) генетические факторы — приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга головного и к нарушениям регуляции внимания, активационного и тормозного контроля.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ (англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder). Син. синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Г. д. проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью. Г. Вейс (Weiss, 1991) считает наиболее характерными след. нарушения при Г. д.: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые проявления Г. д. наблюдаются в возрасте до 7 лет. Распространенность ее среди школьников составляет 3-5%, причем среди мальчиков она встречается в 4-9 раз чаще, чем среди девочек.

Современная концепция Г. д. была сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Последний термин стал широко применяться в 1960-х гг. по отношению к детям без выраженных интеллектуальных нарушений, но с различными легкими расстройствами поведения и обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций ц. н. с., чаще резидуально-органической природы. Позднее стало очевидным, что эти дисфункции нельзя рассматривать в качестве единой диагностической формы в связи с широким многообразием их проявлений и причинных факторов. Поэтому в 1980-е гг. как одну из самостоятельных форм выделили Г. д. Большое влияние на развитие представлений о Г. д. оказали работы В. Дугласа (Douglas), в которых было показано, что основной дефект у этих больных связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Причины Г. д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г. д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейромедиаторных систем мозга.

В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г. д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астено-невротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Г. д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка. См. Внимания нарушения. (Н. Н. Заваденко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий