Автономная речь

размещено в: Словарь психолога | 0

АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ – один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Д С. Выготский, А. Р Лу-рмяидр.)

По форме «слова» А. р. большей частью являются результатом искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «ко-ко» вместо «молоко» и т. п).

Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуатив-ность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ «обобщения» – объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.

А р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «под-страивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Оставьте свой комментарий